Русский самовар — интересный и самобытный предмет национального быта. На протяжении нескольких веков наши соотечественники не представляли своей жизни без ежедневного ритуала заваривания чая в самоваре.
И в современном мире трудно встретить человека, незнакомого с медным водогреем. Старинные русские самовары можно считать произведением декоративно-прикладного искусства и интересной находкой мануфактурной промышленности — конструкция такого прибора для кипячения воды отличается функциональностью и удобством использования. Традиционная модель самовара, привычная для наших современников, менялась с течением времени и под воздействием модных веяний: водогреи XVIII века имели отделку в духе классицизма, XIX век отметился стилем ампир, а в дальнейшем создавались приборы для кипячения в других модных направлениях — рококо, барокко, модерн.
Первые самовары создавались по подобию английских «чайных урн» — они имели съемное тулово, жаровню и поддон, а их форма была приближена к братине — полукруглой плоской чаше, в которой на Руси во время застолий подавались напитки «на всю братию». Сам ритуал чаепития в XVII-XVIII веках был распространен только среди знатных слоев населения, а для простого народа и чайная заварка, и сами самовары были недоступны.В имениях знати самовар занял достойное место, поэтому и украшали водогрей подобающим образом — чтобы подать его на стол было не стыдно, а почетно. Как и все столовые приборы в домах дворян, самовар должен был подходить под обстановку и выглядеть достаточно нарядно, в соответствии с представлениями текущей моды о прекрасном.
Традиционные самовары XVIII века — изделия, выполненные в стиле царившей тогда эпохи классицизма. Распространение получают строгие, изящные силуэты — античные урны, самовары-вазы. Водогреи, подражающие своей формой античным предметам искусства, украшались орнаментом в духе Древней Греции или цветочным узором. Русские мастера, в зависимости от задачи, которая перед ним ставилась, делали уклон либо в пышность и вычурность декоративного украшения, либо отдавали предпочтение менее заметным, но все же четким и симметричным линиям украшения тулова. Красота таких водогреев, выполненных руками искусных мастеров, неоценима и по сей день — старинные образцы самоваров XVIII века являются идеальным примером декоративно-прикладного искусства.
Вместе с тем на рубеже XVIII-XIX веков появляются и практичные формы водогреев, которые уместно смотрятся и в домах простых людей, и в присутственных местах — на ярмарках, в чайных и трактирах. Это самовары-банки цилиндрической формы, четырехгранные и шестигранные прямые или сужающиеся к низу водогреи, округлые модели-бочонки. Такие изделия для простого народа выпускались скупо украшенными, но они были очень удобны в обращении, имели большой объем и отличались только необычной формой. Некоторые самовары практически не имели декоративных деталей — только репеек крана и ручки были фигурными, а облик самовара считался запоминающимся исключительно благодаря необычной фигуре. Несмотря на кажущуюся простоту исполнения, такие самовары обладали необычным стилем и многое могли сказать о высоком художественном вкусе ремесленников.
В XIX веке массовое распространение водогреев среди обычного населения дало направление на совершенствование функциональности приборов, а излишнему декорированию каждой детали не уделялось такое пристальное внимание, как ранее. Династиям тульских ремесленников была свойственна ориентация на объемный выпуск самоварной продукции — производство изделий было поставлено на поток таким образом, чтобы удовлетворить растущие нужды населения, но при этом понизить цены на водогрейную продукцию, чтобы самовары стали доступны каждой семье. Как следствие, изготавливаемые изделия стали отличаться не столько внешним видом, сколько материалом сырья — в продаже можно было найти медные, латунные, томпаковые, никелированные изделия на любой кошелек. Изменялись и стандартизированные объемы водогреев — от экземпляров средней величины, пригодных только для чаепития одной семьи, стали переходить к выпуску самоваров-гигантов и маленьких дорожных моделей. Повсеместный спрос на самовары побудил мастеров сосредоточиться на удобстве и качестве выпускаемых изделий, хотя индивидуальным заказам от зажиточных семей на изготовление по-особому украшенных, именных самоваров все равно уделяли достаточное внимание.
Именно в этот период развития самоварного дела медные водогреи, изготовленные в основном на тульских фабриках, начинают участвовать в мануфактурных выставках и завоевывать внимание и русской, и зарубежной общественности. Появляются первые династии самоварщиков, которые устанавливают высокую планку качества выпуска самоварной продукции. Отмеченные наградами мастера самоварного дела размещают оттиски полученных медалей на стенках каждого выпущенного самовара. Изображение государственного герба и различных наград выступают гарантией качества продукции, ее фирменным отличием. Конечно, и сами фабриканты делали акцент на своих заслугах в самоварном деле, выпуская не только типовые изделия для массового потребителя, но и редкие, необычные модели, получившие заслуженное внимание ценителей медных водогреев. Самовары постепенно превращаются из редкого предмета быта в повсеместно распространенную домашнюю утварь — и это значит, что основными направлениями самоварного производства становятся функциональность водогреев и их доступная для простого народа стоимость.
Новейшие достижения промышленности конца XIX — начала XX века позволяют выпускать простые части самовара — поддоны и крышки — методом штамповки, что существенно облегчило работу мастеров и сделало выпуск самоваров более стандартизированным. Такие технические новшества и выступили предпосылками в популяризации водогреев простых форм — шара, банки, яйца. Замена ручного труда машинным способствовала и снижению цен, поэтому простой самовар могла себе позволить приобрести каждая семья, независимо от ее достатка.
После революции 1917 года самовары окончательно утратили свою самобытность — помимо штучного выпуска оригинальных самоваров, все остальное производство водогреев было поставлено на поток. Все частные самоварные фабрики были переданы государству и выпуск медной продукции стал строго стандартизированным. Заводы стали производить определенное количество моделей самоваров, одни из которых выглядели строго и минималистично, а другие по традиции покрывались художественной росписью. Штампованные модели водогреев выпускались в однообразном виде в течение долгого времени и утратили свою изменяемость, которая могла бы найти выражение в виде новых, интересных форм и отделок.